Шлагбаумы представляют собой конструкцию, которая служит для преграждения пути, в основном, автомобильного транспорта в пределах движения поезда или на КПП предприятий. Современные шлагбаумы являются достаточно автоматизированными за счет использования электронных блоков. Удобство использования электроники заключается, прежде всего, в том, что процесс фиксации шлагбаума в открытом или закрытом положении может производиться на определенном удалении от самого объекта. Еще одним плюсом автоматического шлагбаума является то, что он может быть открыт или закрыт при помощи специального ключа, или магнитной ленты на пластиковой карточке.
Рассматривая общую конструкцию шлагбаумов и технологию их работы, выделим основные элементы. Конструкции имеет два основных узла, объединенных в целую систему – шлагбаум. Первый узел шлагбаума включает непосредственно коробку механизма и имеет название на жаргоне людей, связанных с охраной – стойка или тумба. Вторая часть любого шлагбаума – это стрела, преграждающая проезд. В дополнение к этим двум обязательным узлам, может существовать опорный механизм для стрелы, который устанавливается на другой стороне проезда.